kap_388 (kap_388) wrote,
kap_388
kap_388

Category:

Северный Урал, гора Чистоп. Заброшенная РЛС.

Услышал как-то от товарища историю про Радиолокационную станцию (далее РЛС) в Уральских горах, имея отпечаток кирзы в прошлом, заинтересовался. Для чего в горах РЛС, берет далеко или рубежи обороны укреплять из центра страны, сопровождать воздушные суда, или обслуживать секретные аэродромы со съемными крышами? Непонятно! Да и РЛС П-35 берет на 350 км.


Добираться до тех мест сложно никаких коммуникаций в том числе и автодорог. С одной стороны хорошо, подальше от посторонних глаз и случайных путешественников, с другой не очень, особенно в организационном плане. Что хранят эти горы обломки строений и входы в подземелье или следы ледника якобы спустившегося от экватора к полюсам))
Изучая историю данного объекта в открытых источниках натнулся на форум, где имеется кое-какая информация.
Понравились легенды, насколько правдивы не знаю, но определенный % достоверности имеют.
Из воспоминаний начальника РЛС.
http://russia-paranormal.org/index.php?topic=4706.0
Наиболее интересные места из писем
" А манси не то что на гору,даже на 760 м. не поднимались-это святая для
них гора,они считают,что там живут великаны- невидимки которые воруют
манси и наказывают их за то что лезут не туда, но ведь какая-то основа
есть у них? Ведь на Отортен они запросто гуляли.Кстати за Отортеном на
север км 18-20 жили лесные дикие манси, ходили с колокольчиками в
косах(мужики ходили с косами и заплетали в них колокольчики) Они в
люди не выходили,а то,что им надо-им выменивали цивильные манси.Я их
один раз видел,приходили выменивать наши парадные шинели на шкурки
соболей,они из шинелей шили свадебные наряды,а повседневные шинели у
манси идут на малицы.Если ты читал Павла Мухортова М-ский
треугольник,то чистоп попадает в эту аномальную зону.Поэтому я и
сказал,что рисковали Вы,могла и аппаратура выйти из строя,да и
насколько были готовы столкнуться с тем,чему не дать обьяснений? Я
трёх бойбов отправил в дурдом,да офицера комиссовали по дури после 3
месяцев нахождения на горе,что он там видел-осталось загадкой для
нас.Но там есть участки тайги где не только птицы-зверье не живёт,но
даже комаров-мошки не наблюдается,они небольшие,примерно 20х20
метров,выделяются более темным мхом и удивительно кривыми и
фантастических форм деревьями. Кедры как кустарник из одного места до
7 стволов растут,кстати пожар 80 года обошёл эти места,а рядом
полыхало вовсю.А белые камни заметил?Лежат по хребту,мох на них не
растет,и в рядок лежат,как будто дорогу указывают,а когда мы их
переложили как ориентиры по хребту-то они стали как обычные,посерели и
покрылись лишайниками."

"Телик на горе сначала был Юность,но очень быстро сгорели полупроводники,притащили
ламповый Рекорд он и работал,причем непредсказуемо,то ничего не
берет-то всё,даже Ташкент,смотрели 17 мгновений весны,Ханты-Мансийск
шел хорошо,Пермь,Свердловск,пару раз даже Украина лепетала по
хохляцки,пробивались скандинавы и финны,когда была
сверхпроходимость,то можно было выловить до 40 станций отовсюду.Это
тоже одна из загадок,первый раз мы столкнулись с этим когда локатор
видел до 1000 км,причем даже в отрицательных углах,ведь мы были на
вершине.А простая р/станция Р-105 которая обычно даже 5-7 км
неустойчиво работала держала связь с Челябинским аэропортом.Но это
было временами,а то и вообще по 2-3 дня был полный режим молчания,даже
радио ничего не брало,полная тишина была в эфире и на телике,как
колпак на нас одевали,а на нижней позиции радио работало,а телик
никогда не работал ,в Ушме тоже,да и в Ивделе ретранслятор поставили
только в конце 70-ых,а то тоже телевидения не было.
Жалею много я упустил хотя бы понять и запомнить травы,как-то был у
мансей(от скуки я к ним уходил дней на несколько,там хоть разнообразие
было)и заболел у меня зуб,выл громче стаи волков,света не видел,а
таблеток естественно у них никаких нет,так мне принесли какую-то
травку,похожую на водоросль и через 30 минут я мог этим зубом орехи
грызть,от температуры была их настойка,глоток и с 38,5 через час до 36
падала,правда слабость была и спать хотелось,от ушибов здорово
помогала какая-то мазь,похожая по запаху и виду на кал,только
жидкий,но помогала всегда и быстро.От головной боли надо было какой-то
корень пососать,причем он был многоразовый,прошла голова и убери
его,заболит -достань и соси.От желудка достаточно камень во рту
подержать и слюну поглотать...Жаль,надо бы узнать тогда всё и
записать,но паровоз уехал..."


Из описаний автопутешественников в те края
Оригинал взят у lapocruiser в Северный Урал, гора Чистоп. Заброшенная РЛС.
Продолжаем завершать историю о нашей поездке на Северный Урал :)
Как вы помните, вскоре после затопления в луже наш злополучный патруль потерял переднее колесо и заодно сблевал маслом через передний сальник коленвала. В общем, прикинулся ветошью, сказав "я дальше ехать не хочу".
Но место для этой капитуляции он выбрал вполне подходящее. Хорошая дорога, до Ушмы - километров 10, не больше. Пока мы возились вокруг Патруля, навстречу прошли два Урала. Один Урал-автобус, наполненный туристами. Второй - пустой грузовой. "Наверное, запасной" - подумали мы.
Ошиблись.
Минут через 30 оттуда, куда ушли Уралы, донёсся звук. Звук был такой, словно кто-то катит огромную бочку, наполненную камнями...
"Данунах!" - вслух подумали мы. И не ошиблись :)
Из-за поворота показался Урал. Но он был не один. Сзади на тросе тащилась охрененная ржавая цистерна.

j52GRKB6Cjo


YhmIlbBhtY4

В этих местах в тайге, в горах разбросано масса всего интересного. Здесь и ГУЛАГ, и заброшенные объекты ПВО... Вот местные жители и промышляют тем, что таскают оттуда всякие сокровища.

Глядя на приближение этой горхочущей связки, все слегка опешили. Из ступора всех вывел вопль предводителя: "-Машины убираем! Они тут трезвые не ездят!"
И он был прав. Пилот Урала не может ждать, пока туристы распихают по кюветам свои пузотёрки. У него же график, у него расписание, у него срочный рейс! Завалив кусты, он аккуратно объехал обездвиженного патруля и... поддал газу.

xQjI6Ol9Kf0

2557_(DX1_1921)

Бочка выпрыгнула из кювета и прошла буквально в полуметре от машины.
Это могло бы стать жирной точкой в приключениях нещщастного патруля и его экипажа... :)

ggQCSB1AvoY

Урал поддал газу, убегая от догоняющей его под горку цистерны. А мы остались решать стратегические вопросы дальнейшего продвижения.



Вообще на Урале всё как-то не случайно. Всё не просто так :)
Те самые разудалые алкоджиперы, встреченные нами на последнем болоте возле Маньпупунера, дали нам трек на гору Чистоп. Трек чужой, сами они по нему не ездили.
Гора эта знаменита во-первых тем, что это самая высокая точка в округе. Можно сказать, пуп земли и мировой водораздел. Во-вторых, там находятся остатки РЛС.
Пока занимались патрулём, загрузили трек. И оказалось, что мы только что проехали поворот в сторону Чистопа. Иначе говоря, патруль начал терять гайки с колеса именно на этом повороте :)
Ну как тут можно проехать мимо?
Другого шанса уже не будет. Второй раз на Урал мы вряд ли приедем. До Новосибирска - 2300 км, до вершины горы - 30 км...
Решено - едем.
Патруль остаётся на "трассе" ждать возвращающегося в Ивдель "Урала". Парни записывают нам телефоны для отзвона родным по спутниковому, чтобы предупредить о задержке.

2561_(FX7_2300)

А мы уходим в лес и через несколько километров встаём на ночлег на живописной каменистой косе у речки Ушмы.

2563_(DX1_1923)

Zm1UGTLCr1o

Надо сказать, экипированы мы были по последнему слову космической техники.
Дружественный сайт (а точнее, человек Лёха) http://www.tema4x4.ru/ снарядил нас спутниковым маячком и телефоном.
Маячок регулярно посылал сигналы родным, близким и просто зрителям о нашем местоположении. Телефон же дал возможность предупредить о форсмажоре. Ведь форсмажоров уже два дня как ждут дома... :)

2566_(FX7_2303)

2581_(FX7_2319)

2579_(FX7_2317)

2577_(FX7_2315)

Космические корабли продолжили бороздить космическую колею, а на нас наконец накатила нирвана...

2588_(DX1_1930)

2569_(FX7_2306)

Тяжёлое бездорожье позади. Путешествие подходит к концу. Жертв нет, разрушения незначительны :) Впечатлений - выше крыши. Экипажи скатались. Штурманы владеют лебедкой как ковбои - лассо :) Пилоты слились с машинами в одно целое... В общем, всё здорово :)

Hgo5toUI9Do

eQihXgkTsL4

Даже полевой ремонт уже не доставляет никаких проблем. У 80ки погнута рулевая тяга? Ерунда. Все знают что делать. Пилим пару чурок, вывешиваем морду.

-cQC5MXodVU

Снимаем тягу и несколькими сильными ударами изгоняем из неё злых духов.

Oeq1XgHMK9s

Тяга готова! Завтра можно ехать дальше. Вперёд и вверх, на гору Чистоп!

xrGMmxfGCFA

После ночёвки на реке наши три поросёнка двинули дальше, по треку на г.Чистоп. И это очень здорово, что был трек. Брод через Ушму не поперечный, а продольный :) Метров 500 вверх по реке, и малозаметный выезд на заросший противоположный берег.

sqtw7Bm5OaU

Погода ухудшилась, небо затянуло низкими рыхлыми тучами, состоящими наполовину из тумана, наполовину из дождя.

Зачем мы вообще туда попёрлись?
* * *
Полуисторическая справка :)
В начале 70х годов на Урале начали активно развивать систему ПВО. Во-первых это вообще удобное место, единственное высокое место среди ближайшей Европы и Азии. Во-вторых, здесь куча добывающей и тяжёлой промышленности, которую в случае чего нужно было защищать.
Гора Чистоп возвышается над всей округой на 1200 метров, на неё было решено водрузить РЛС.
Сказано - сделано.
Те, кто делал, уже в процессе работы сказали что более сурового климата не встречали. Холод, сырость и пронизывающий ветер. На десерт - мощные электромагнитные аномалии (похоже, горка железная...)
Воздвигли, значит, на горе казарму, домик для офицеров, склад, дизельную станцию... Поставили пару РЛС кругового обзора, типа таких.
Но климат там писец. Едва ли не в первую зиму их антенны сломало обледенением и диким ветром. :(
Тогда на вершине, вокруг РЛС построили два радиопрозначных купола из стеклопластиковых панелей. Для защиты от всесторонней *опы. Но как известно, *опа камень точит, не то что стеклопластик. Через несколько лет и эти купола разрушились.
Доступ на станцию был только летом, на Уралах, Кразах и Шишигах. Гусеничная техника на валунах ломалась. Весной - непроходимые броды, зимой - глубокие снега. Да ещё эти магнитные аномалии...
В конечном итоге станцию было решено закрыть.
Там в конце 70х служил мой знакомый. Туда мы и направились...
* * *

Первые пара километров - "асфальт". Но чем дальше вверх, тем меньше грунта и больше камни.

0ew2qlLh-Lc

Дорога эта заточена под Уралы. Размер камней, соответственно, тоже :) Лапокрузеру проблем нет, только скорость низкая. А нормальным крузерам приходится попотеть...

YWuoE0JleBI



Алчные духи Чистопа сдёргивают с одной 80ки покрышку. Причём хорошо так сдёргивают, качественно.

mLLP35RVXmk

А дорога всё выше, а камни всё больше, а погода всё хуже и хуже.. И наконец упирается в каменистую осыпь. Мокрые валуны однозначно намекают: "Ребята, пешком быстрее будет..."
И то верно. До конца трека осталось всего 2-2.5 километра! Пешком добежим за полчаса, ехать будем непонятно сколько. Оставляем машины и налегке, взяв лишь рации, фотоаппараты и Гармин, уходим в дождь и туман.

Yk6m79tV-ik

ywQXKiCsMr4

Буду краток :) Трек был автомобильным. Его авторы проехали на ту пару километров дальше, и всё. Дальше - сплошной курумник из крупных валунов, с угадывающейся колеёй 70х годов

GFw34lqxfHA

Ручной ГПС у меня одного. Наша краеведческая экспедиция растянулась по склону - скорость у всех разная. Периодически в рацию сзади доносится: "Тёма, ну чё там??? Долго ещё???"
Смотрю на экран гармина и стараюсь соврать как можно неопределённее :) Трек закончился, а до вершины ещё топать и топать...

MapChistop

Бредём вверх. Куда ни глянь - сплошная, гонимая ветром стена тумана. Холодная вода летит поветру, треплет плащи, промачивает всё на своём пути. Чувствуешь себя словно на автомойке под Керхером. В рации - нецензурные телефонограммы... В общем, самая чистопная погода.
Но мы должны дойти! И как говорил один немец: "Хеликоптер нихт. Папистофали!"

ezFWiVzp3XU

Наконец из тумана проступают явно посторонние в этом лунном пейзаже контуры. Павшая будка РЛС!

R9eAnWQmFFo

То ли её ветром прикатило с вершины, то ли местные сборщики цветмета ниасилили и бросили - неясно...
Потом ещё одна будка, уже поцелее...

Z2mzMeYK064

...и наконец - вершина. Мы дошли!

hlnoUwvSQQQ

Зрелище унылое. Всё разрушено суровой природой и сборщиками металла. Купола развалены и размётаны ветром, казарма сгорела, от домика один фундамент. Лишь топливные бочки в целости и сохранности. Видимо, тот самый "Урал" сюда ещё не добрался :)

AWXIE7TD5oQ

LZ_vWOqQ2mI

34Js9NCqB8g

1n9xkDmQnxM

JpPVG2Plizk

iv4Xga64irM

Когда-нибудь всё это окончательно вернётся в исходное состояние. Рассыпется бетон, стеклопластик превратится в труху, а стальные остатки техники превратятся в оксид железа и вернутся обратно, к железнорудным жилам горы Чистоп.

XGWXVyaOEyE



Ну а нам пора обратно! Вместо обещанных мной пары километров по треку мы прошагали километров 10 в гору, и теперь надо отмахать их вниз. Но магнитные аномалии на нашей стороне :), ноги сами несут вниз, а отсутствие воды и еды компенсируется зарослями черники и голубики :)
Возвращаемся к машинам, сушимся, согреваемся, наедаемся и выбираемся на Большую Землю. Там нас ждёт последняя уральская ночёвка на Вижае, а назавтра - щебёнка, Ивдель и две тысячи километров асфальтовой дорога домой... :)

ZlHmnQrWLRM

Спасибо всем, кто нам помогал.
Спасибо всем кто переживал о нас дома.
Спасибо всем кто это прочитал. Надеюсь, всё хорошее из этого рассказа не прошло даром, и все следующие экспедиции поедут туда с позитивным настроем, вернутся и оставят там после себя только хорошее. А колея... колея зарастёт! :)



Фото, автора и Александра Останьковича

Фото из источника на http://foto.krasnoturinsk.me/cpg/thumbnails.php?album=1210#.WR1luUXyg-X




Места интересные, но посещать их стоит в составе организованных групп желательно в сопровождении проводников.
Нарушать законы манси не рекомендуется, ведь писаны они не просто так, жаль только манси уже не те, да и цивилизованные люди тоже!
Tags: Урал
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments